Социальный педагог -
Новоселова Марина Владимировна
Контактный телефон - (35151) 7-20-35
Эл. почта - oosh9@edu.kyshtym.org
Информация о запланированных мероприятиях по оказанию правовой помощи детям и их родителям.
Меню для питания учащихся 1-4 классов /бесплатное/
Меню для питания учащихся 5-9 классов /платное/
ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОМ ПЕДАГОГЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Сведения о целевых программах профилактической направленности, регламентирующих работу МОУ "ООШ № 9"
Неблагополучная семья
Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье – разговор идет об отношениях между родителями и детьми.
Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей. Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению.
Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями:
а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.
б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.
Трудновоспитуемые дети
Количество детей, которые относятся к категории трудновоспитуемых, большое.
Трудновоспитуемость понимается, как проявление отрицательного в поведении, конфликтное состояние, возникающее в ответ на предлагаемые установки. Обратимся к определениям специалистов: В. Чайковская пишет: «Трудный ребенок – жестокий, подозрительный, потерявший смысл и путь. Это всегда несчастный человек…». Некоторые психологи, исследуя трудновоспитуемость, считают, что они имеют и биологические корни, детирминирована возрастными, психологическими, медицинскими и другими причинами.
Тем не менее, возможно выделить пять основных блоков, рожденных отрицательным воздействием:
а) домашнего воспитания
б) школьного воспитания
в) психологического развития
г) возрастного негативизма
д) неблагоприятных социальных отношений.
Социальный педагог диагностирует причины возникновения трудностей и обязательно знакомится с семьей, с теми обстоятельствами, которые усложняются негативное развитие личности подростка. К ним относятся:
- разногласие между родителями по вопросам воспитания собственных детей
- утрата одного из родителей
- длительная разлука ребенка с родителями
- конфликты и ссоры в семье
- отсутствие у родителей привязанности к ребенку
- равнодушие ребенка к подростку, к его жизни, делам, отношениям
- интеллектуальное отстаивание родителей, низкий их авторитет
- отсутствие эмоционального контакта с матерью, отцом
- асоциальное поведение родителей
- наличие у родителей антипедагогических установок, например: «вырастешь - наработаешься», «Проживешь и без образования, вот я хорошо живу» и др.
- жестокость и физические наказания в отношении к подростку в семье.
Характерные особенности трудновоспитуемых подростков в неблагополучной семье:
- несформированность или искаженность моральных воззрений
- потребительское отношение к людям, жизни, родителям, родственникам
- неразборчивость в средствах достижения желаемых целей
- эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, недовольство
- сильно выраженная недоверчивость ко всем взрослым, и к тем, кто стремиться помочь, поддержать
- цинизм в отношениях со взрослыми, представителями противоположного пола
- низкий интеллектуальный уровень, ограниченный кругозор, узконаправленная информированность.
Как строить отношения с родителями трудновоспитуемого подростка.
В работе с ними необходимо ориентироваться в основном на индивидуальный подход. Нельзя воспринимать родителей трудновоспитуемых подростков только с отрицательной стороны. Необходимо учитывать, что жизнь в этих семьях связаны с большими изменениями в сравнении с благополучными, эти изменения необходимы знать и учитывать их динамику. Отношения с родителями воспитываемых детей требует такта, терпения, носят продолжительный характер, надеяться на острые результаты не приходится. Недопустимо сравнение трудных детей и их особенностей с благополучными одногодками; оно имеет смысл только при сравнении достижений конкретного подростка что было, что изменилось, что, возможно, будет и т.д.
Анализируя поступки, избегать характеристик, которые затрагивают личность подростка. Эффективной является тактика проектирование положительных качеств личности и организации опыта правильного поведения, а не тактика равнодушного фиксирования поступков и осуждения воспитанника.
Поступки, отклоняющееся поведение таких подростков не должны быть предметом широкого и открытого поведения родителей, педагогов, а преимущество необходимого психолого-педагогическим консилиумам, индивидуальным беседам и консультированию.
Следует отметить и необходимость избежания некомпетентных суждений, догадок, особенно, если они касаются психического развития трудного для воспитания ребенка.
Неполная семья
Особого подхода и контакта требует неполная семья. Она имеет свои особенности. Причинами появления неполных семей считаются следующие:
1. Смерть одного из супругов
2. Внебрачное рождение ребенка
3. Распад брака
Самая неблагополучная с точки зрения воспитательного потенциала – неполная семья после развода. Статистика из года в год констатирует увеличение количество таких семей.
Ограниченность воспитательных возможностей неполных семей порождается такими факторами, как: материальный – доход ниже, чем в обыкновенной семье,педагогический – дефекты воспитания, дефицит общения, недостаток внимания, слабый контроль со стороны отца или матери, морально-психологический – присутствие патологических форм отношения к ребенку, выражающихся то в чрезмерной любви к нему, то в ее недостатке, большей, чем в нормальных семьях, конфликтности. Причиной конфликтов и ссор в таких семьях чаще всего являются:
1. низкая успеваемость подростка
2. нежелание его заниматься домашними делами
3. грубость в отношении с матерью
4. усталость и озлобленность матери
Для мальчиков младшего школьного возраста отсутствие отца приводит к развитию псевдовзрослости, низкой социальной активности, инфантильности, потере интереса к учению.
Специалисты отмечают, что дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, аналитические способности ребенка.
2. Замедляется процесс половой идентификации мальчиков и девочек.
3. Затрудняется усвоение подростком навыков общения с противоположным полом.
4. Может формироваться излишняя привязанность к матери.
По мнению некоторых специалистов, самая серьезная проблема неполной семьи – не отсутствие мужчины, а отсутствие общения между уважающими.